СХЕМА ПРОЕЗДА
На берегу реки Вори, близ Сергиева Посада, находится усадьба Абрамцево — один из важнейших центров русской культуры XIX в.
С 1843 г. имение принадлежало знаменитому русскому писателю Сергею
Тимофеевичу Аксакову — большому любителю и талантливому литературному
живописцу русской природы.
|
Абрамцево. Главный дом. |
Имя С. Т. Аксакову было дано в честь Сергия Радонежского, и он
всегда мечтал поселиться где-нибудь неподалеку от памятных мест,
связанных с преподобным Сергием.
При С. Т. Аксакове Абрамцево представляло собой
типичную дореформенную усадьбу помещика средней руки. До наших дней от
нее сохранились дом и неотъемлемая часть всех дворянских гнезд — парк с
липовыми аллеями. Сюда любили приезжать и жить здесь классики русской
литературы Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев, актер М. С.
Щепкин. Абрамцево в течение многих лет занимало особое место в истории
культурной жизни России. Это была не просто живописная подмосковная
резиденция, владельцы которой были образованнейшими людьми своего
времени. В Абрамцеве Н. В. Гоголь работал над своей
знаменитой поэмой «Мертвые души», на дискуссии сюда приезжали А. С.
Хомяков, Ю. Ф. Самарин, А. Л. Погодин. По сути, Абрамцево было
настоящим «культурным гнездом».
|
Церковь в Абрамцеве |
Деревянный усадебный дом существовал здесь еще с XVIII в. В 70-е гг.
XIX в., когда эту усадьбу купил С. И. Мамонтов, он был расширен. С
этого момента начинается совершенно новая страница в истории Абрамцева.
Именно при С. И. Мамонтове Абрамцево становится
настоящим центром художественной жизни страны. Постепенно сложился
кружок, в котором обсуждались проблемы, связанные с расширением границ
русской национальной культуры. Интерес к русской истории и культуре,
стремление к возрождению народного творчества во всем его многообразии
собрали в Абрамцеве множество знаменитых людей. Члены кружка —
знаменитые художники И. Е. Репин, В. М. Васнецов, К. А. Коровин, В. А.
Серов — стремились к возрождению элементов народного искусства в своем
творчестве. Часто здесь бывали архитекторы В. А. Гартман и И. П. Ропет,
художники М. В. Нестеров и М. А. Врубель, режиссер К. С. Станиславский,
актриса М. Н. Ермолова, певец Ф. И. Шаляпин. В Абрамцеве ставились
самодеятельные спектакли, которые, по сути, и положили начало основанию
Московской частной русской оперы.
Из сохранившихся достопримечательностей Абрамцева можно увидеть главный дом, выстроенный в стиле классицизма: постройки В. Гартмана и И. Ропета, студию-мастерскую и резную баню «Теремок», сооруженную
в русском стиле и находящуюся в усадебном парке. Все вышеназванные
постройки были возведены в русском традиционном стиле, который,
собственно говоря, и пропагандировали члены абрамцевского «гнезда».
В комплекс усадебного ансамбля входит и небольшая церковь в древнерусском стиле, построенная
по проекту Виктора Васнецова и Василия Поленова. Она представляет собой
куб из белого кирпича с одной главой и небольшой звонницей. В часовне,
возведенной в неорусском стиле, находятся захоронения С. И. Мамонтова и
его сына Андрея.
Окружающий усадьбу парк живописно расположился на высокой горе на
берегу реки Вори. Парк, разбитый в английском стиле, изобилует
множеством прудов.
|
Абрамцево. «Теремок» |
Неподалеку от Абрамцева, в деревне Шадрино располагался дом
художника В. М. Васнецова. Дом был приобретен им в 1901 г. После этого
деревня неофициально самим Васнецовым была переименована в Ново-Рябово.
Сюда приезжали М. В. Нестеров, В. А. Серов, И. Е. Репин.
В 1883 г. в Абрамцеве была построена фантастическая деревянная Избушка на курьих ножках. Словно
вышедшая из русской народной сказки, она великолепно смотрится на фоне
усадебного пейзажного парка. Сказочные сюжеты былинной Руси воплотились
здесь в особой, причудливой форме.
В Абрамцеве работал В. Д. Поленов, друживший с И. Е. Репиным. Именно
В. Д. Поленов привел к С. И. Мамонтову архитекторов В. Гартмана и И.
Ропета, создавших в усадьбе произведения архитектуры в национальном
стиле. В. Д. Поленов часто жил в Абрамцеве, имел здесь даже свой
собственный флигель, здесь расцвел его художественный талант. В этюдах
«Двор в Абрамцево» и «Лето. Купальный пруд» художник продолжил
реалистические традиции А. К. Саврасова. Немало работ посвятил он реке
Воре. Прекрасны поленовские работы «Бабушкин сад», «Заросший пруд».
Собирая и тщательно изучая образцы русского народного искусства
(резную мебель, предметы домашней утвари), Е. Г. Мамонтова и Е. Д.
Поленова в 1882 г. организовали в Абрамцеве столярно-резную мастерскую.
Изделия мастерской — растительный орнамент на мебели, геометрические
фигуры птиц и животных, шкатулки, ларцы — пользовались большим спросом
у местных жителей. При участии Е. Д. Поленовой был создан музей
народного искусства.
Сегодня специалистов по Абрамцево-Кудринской резьбе по дереву готовит именно Абрамцевское художественно-промышленное училище.
В 1920 г. в Абрамцеве открылся музей-усадьба, который с 1977 г. стал
историко-художественным и литературным музеем-заповедником. В него
вошли мемориальные экспозиции и произведения уч
астников абрамцевского
кружка.