Путешествие по Подольскому краю с его усадьбами и старинными имениями следует начать с усадьбы Дубровицы.
Она расположилась в красивом, живописном месте на берегу реки Десны при
впадении в реку Пахру — среди холмов и лесов. Это имение, относящееся к
середине XVIII в., сначала было родовой вотчиной князя Алексея
Андреевича — воеводы Киевского, наместника Болгарского. Потом эти земли
принадлежали боярину И. В. Морозову, но тогда они были мало застроены:
только боярский двор да двор «деловых людей», то есть работников
имения, стояли здесь. Аксинья — дочь И. В. Морозова (ближайшего боярина
царя Алексея Михайловича «Тишайшего») — вышла замуж за князя И. А.
Голицына. И, таким образом, с 1656 г. владельцами Дубровиц стали князья
Голицыны, при которых и началось формирование усадебного комплекса.
|
Дубровицы. Знаменская церковь |
Сразу же были срублены просторные хоромы, скотный двор, избы для
работников. В 1685 г. умирает И. А. Голицын, который имел 6 детей.
Старший его сын, Иван, был хозяином Дубровиц только один год, так как
потом был отправлен воеводой в Казань. Село было продано богатому
родственнику — Б. А. Голицыну, властолюбивому «дядьке» Петра I.
В конце XVIII в. Дубровицы принадлежали фавориту
Екатерины II — Г. А. Потемкину-Таврическому, которому имение продал в
1782 г. С. А. Голицын. И, наконец, имением владел еще один фаворит вели.
|
Архитектура церкви необычайно красива |
Императрица Екатерина II самолично выкупила Дубровицы в 1787 г. у князя Г. Потемкина-Таврического для своего молодого фаворита.
Только во второй половине XIX в., точнее с 1864 г., усадьба снова
попала в руки Голицыных. В 1890 г. князь С. М. Голицын получил ее в
наследство, и, к слову сказать, каждый из ее хозяев вносил новые черты
в усадебный ансамбль. Он славится в первую очередь своей церковью Знамения Пресвятой Богородицы (Знаменской церковью) (1690—1704),
которая как бы вырастает среди вековых деревьев парка, выделяясь
позолоченным куполом-короной. Этот храм не вполне обычен и является,
можно сказать, иностранным в русской культуре.
Владелец Дубровиц, неоднократно упоминающийся в данном издании князь Б. А. Голицын, считал эти места своей самой любимой резиденцией.
В 1690 г. Б. А. Голицын получает боярское достоинство. И, возможно,
именно поэтому он заказал отстроить здесь пышный, декоративный храм,
похожий на причудливую башню. Но вообще непонятно, как такое
«заморское» здание могло очутиться на русской земле.
|
Портал церкви |
В 1690 г. на месте деревянной была заложена каменная церковь. Есть
сведения, что для строительства ее привлекались итальянские мастера.
Сооружение церкви было закончено к 1697 г., а освятили ее в присутствии
Петра I только в 1704 г. Большое влияние на строительство церкви оказал
сам «западник» Б. А. Голицын. До сих пор среди ученых ведутся споры
насчет итальянских резчиков, якобы принимавших участие в постройке
здания. По некоторым источникам, здесь работали пахровские каменотесы
вместе с заграничными резчиками и скульпторами.
В плане Знаменская церковь представляет собой
равноконечный крест со скругленными углами. Основное помещение по
русской традиции помещено на цоколь. Над первым этажом церкви
возвышается трехъярусная башня, увенчанная золотой короной, фасады
пышно украшены белокаменной резьбой и скульптурами святых, апостолов и
даже ангелов. Рельефная скульптура сохранилась и во внутреннем
убранстве церкви, в которой и по сию пору сохранился резной иконостас,
украшенный растительным орнаментом в лучших формах европейского
барокко. Назовем и другие «инородные» архитектурные элементы Знаменской
церкви: это — «алмазная грань» наружных поверхностей, резные колонны,
травяное узорочье, рельефные завитки (волюты); раковины, плоды и цветы,
выточенные из камня.
Можно сказать, что в Дубровицах впервые в Подмосковье воплотилось во
всей своей красоте западноевропейское барокко. В 1990 г. на праздник Покрова Пресвятой Богородицы храм снова был открыт. В 2005 г. исполнилось 315 лет со дня основания этого замечательного, необычного, прекрасного храма.
Здания самой усадьбы представляют гораздо меньший интерес, поскольку
относятся к более поздней эпохе, когда имением владел генерал-адьютант,
герой войны 1812 г. граф М. А. Дмитриев-Мамонов.
|
Купол церкви |
Большой колонный дом, расположенный около
церкви, был построен в стиле своеобразной провинциальной архитектуры.
Красоту фасаду придают широкая, монументальная лестница, украшенная
чугунными канделябрами, и балкон с ампирной решеткой. Главной же
особенностью дома стала терраса-полуротонда, которая, по сути, является
«отсебятиной» архитектора, поскольку в форме ее присутствуют элементы
многих архитектурных стилей. В целом же дом оригинален по замыслу,
однако творческий полет авторской мысли воспроизведен в ансамбле
Дубровиц не до конца.
Зал, портретная галерея, библиотека на 8000 томов, гостиная «из
Лопасни» (владения Гончаровых), мебель — все это и сейчас можно увидеть
в Дубровицах. Здесь также представлены спальня «из Лопасни», зеленая
гостиная, «фресковый зал», будуар с фарфором, красная гостиная и,
наконец, Гербовый зал, в котором находились бюст Екатерины II и
огромные роскошные люстры.
Парк, состоящий из липовых аллей, сам по себе незначителен. В нем
есть и фонтаны, и светильники, и сторожевые львы из камня, однако
живописная местность вокруг Дубровиц и сама весьма удачно сочетается с
прекрасными художественными памятниками прошлого.
После 1917 г. в жизни Дубровиц началась новая страница. Вскоре после
революции из имения были увезены все книги, посуда, картины, портретная
галерея, состоявшая из полотен Ф. Рокотова, В. Тропинина, О.
Кипренского, К. Брюллова. Ныне эти полотна находятся в Государственной
Третьяковской картинной галерее и в Музее изобразительных искусств им.
А. С. Пушкина.
Некоторое время после разорения усадьбы Знаменский храм был еще открыт, и в нем продолжались церковные службы.
В конце 20-х гг. XX в. храм закрыли, в 30-е гг. была разрушена
ограда, разобраны два готических въезда, повалены белокаменные столбы и
львиные ворота.
В 1920-е гг. в Дубровицах был организован «Общедоступный музей
дворянского быта», который, правда, вскоре был закрыт, а его экспонаты
переданы в различные подмосковные музеи.
В 1949 г. здесь появилась новая, ничем не примечательная железная ограда. А в I960 г. усадьба Дубровины
была признана памятником, охраняемым государством. С этого момента
началось ее восстановление. Случившийся во дворце в 1964 г. пожар
только ускорил работы, в ходе которых было убрано все лишнее, например,
надстроенный в 30-е гг. XX в. третий этаж дома. В 1968 г. под побелкой
были найдены следы настенной живописи (роспись Гербового зала, которая
был восстановлена художником-реставратором Л. Чекали-ным). Храм и
сейчас
находится в хорошем состоянии.