Суббота, 23-Сен-2017, 17:24:41
Меню сайта
рекомендуем




статистика

Там стоит побывать

Главная » Статьи » Мои статьи

Усадьба Марфино

Усадьба Марфино, расположена на севере от Москвы, на высоком берегу реки Учи, является памятником архитектуры XVIII —XIX вв. Дворцово-парковый ансамбль Марфино формировался при нескольких хозяевах.

Марфино

Марфино. Вид усадьбы со стороны пруда

Сначала усадьба Марфино находилась в собственности дипломата, крупного государственного деятеля, думного дьяка Посольского приказа В. Я. Щелкалова — того самого, который владел и имением Останкино.

При нем Марфино в XVI в. представляло собой красивое, живописное место. Позднее им владел боярин Василий Головин, который при Иване Грозном был воеводой и наместником в Путивле, Кокшаге, Цареве. Именно при нем здесь появилась первая деревянная церковь во имя Николая Чудотворца.

Марфино часто меняло своих хозяев. В начале XVII в. им снова завладели Головины, потом думный дьяк Семен Заборовский — начальник Разрядного (Военного) приказа, который являлся владельцем множества имений, поскольку был поставщиком продовольствия для царского двора. Марфино он рассматривал исключительно как хозяйственную усадьбу.

Мостик в парке

Мостик в парке

В 1698 г. имение стало принадлежать Б. А. Голицыну — воспитателю и сподвижнику Петра I. С этого времени начался новый период в жизни усадьбы.

Усадьба была названа в честь любимой дочери Б. А. Голицына — Марфы, утонувшей на Волге под Астраханью. В имении начинается строительство хором, разбивается «французский» парк. В 1701 г. возводится каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, после чего Марфино часто именуют Богородским.

Церковь была построена крепостным зодчим Василием Белозеровым; в ней присутствуют стройность и благородство, то есть те архитектурные элементы, которые сумел уловить архитектор, когда был на обучении во Франции. Здание выстроено из большого кирпича и облицовано белокаменными блоками. В плане оно крестообразное, увенчано высоким барабаном с куполом и небольшой главкой. В архитектуре церкви чувствуется и отголосок «московского барокко» — узорные ниши, лепные пилястры, тончайший рисунок, ажурный крест.

Церковь Б. А. Голицыну не понравилась, но до наших дней она сохранилась. Около нее был похоронен умерший вскоре после завершения строительства В. Белозеров. Есть версия, что разгневанный Б. А. Голицын приказал высечь зодчего, отчего немолодой архитектор и умер.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В XVIII в. (1720-е гг.) С. Б. Голицын (сын Б. А. Голицына) вынужден был продать имение, чтобы уплатить большой долг. Марфино перешло во владение графа П. С. Салтыкова, и с этого времени начинается новый этап его развития.

При П. С. Салтыкове здесь создается великолепный архитектурно-парковый ансамбль, который формировался до 1780-х гг. Голицынские постройки были разобраны (кроме церкви), на месте хором возводится каменный двухэтажный усадебный дворец с двумя театрами и двумя флигелями (соединены с домом колоннадой); разбивается парк с увеселительными местами и различными садовыми павильонами, открытыми террасами и беседками, сооруженными в стиле классицизма. Архитектор нового ансамбля неизвестен. В парадных комнатах дворца разместилась коллекция живописи (полотна П. Ротари, А. Рослина, Ж. Греза), а на втором этаже — «оружейная» с редкой коллекцией старинного оружия и доспехов, а также костюмов и посуды.

На сравнительно небольшой площади — всего 13 гектаров — расположился небольшой парк с цветниками и «затеями». Широкая парадная лестница ведет прямо к пруду и к пристани. При П. С. Салтыкове здесь был еще и зверинец, а также оранжереи, в которых выращивали персики, апельсины, лимоны, померанцы.

После смерти П. С. Салтыкова имение унаследовал сын фельдмаршала — И. П. Салтыков, который был не менее знаменит, чем его отец. Военный деятель, добившийся звания фельдмаршала, также московский генерал-губернатор — после деда и отца третий из рода Салтыковых. При И. П. Салтыкове усадьба получила, наконец, законченный вид — классицизм стал основой усадебного ансамбля.

Беседка с Апполоном

Беседка с Апполоном

Появились новые постройки — зимняя Петропавловская церковь, несколько садовых павильонов и беседок, «псарни», конный двор, каретная, каменный мост и театр, в котором частенько устраивались любительские спектакли.

Пьесы и сценарии для домашних спектаклей нередко писали часто бывавшие здесь Н. М. Карамзин и В. Л. Пушкин — дядя великого А. С. Пушкина.

Возможно, именно от этого времени в парке сохранилась двухъярусная беседка со статуей Аполлона Бельведерского. От ансамбля осталась и небольшая, в стиле классицизма церковь «под звоном» с восьмигранным барабаном и куполом, под которым располагалось место для звона (1777).

До наших дней дошли и «псарни» — две классические служебные постройки, расположенные недалеко друг от друга и обращенные к главному дому, как бы закрывая собой перспективу парадного двора. Сохранились также конный двор и каретная.

Ротонда на пруду

Ротонда на пруду

И. П. Салтыков много внимания уделял парку, за сложной зеленой архитектурой ухаживал целый штат профессиональных садовников. Подстригая определенным образом деревья и кусты, садовники формировали причудливые формы пирамид, шаров, стен-шпалер. Таким образом, создавалось впечатление, что парк — это парадный зал, а парковые аллеи, украшенные гротами, павильонами и беседками, — это анфилады.

Сохранились две беседки — Музыкальный павильон и двухъярусная ротонда Миловида, которая является очень интересным памятником архитектуры этого периода. Стены ее нижнего яруса украшены рустом, внутри — колонны дорического ордера. Верхний ярус представляет собой изящный восьмиколонный ионический павильон, увенчанный куполом. Противопоставление нежного изящного верха и мощного тяжелого низа создает впечатление грации. Есть версия, что проект ротонды принадлежит Н. А. Львову.

Прелестные заливы, пейзажные берега, острова, мосты на усадебных прудах тоже стали настоящим украшением ансамбля. У границ парка высажены вековые ивы, образующие живую зеленую стену.

Марфино постепенно становится парадной резиденцией. Наивысший расцвет усадьбы приходится как раз на это время: здесь проводятся концерты, ставшие неотъемлемой частью духовной жизни дворянского общества. Слава о красоте Марфино пошла по всей России. Катания на лодках с музыкантами, карусели, литературные салоны—для каждого гостя здесь были приготовлены развлечения по вкусу. Часто в дни празднеств приглашались окрестные крестьяне, услаждавшие высокопоставленных гостей песнями, плясками, играми.

Фонтан

Фонтан

Марфинский театр имел несколько сцен, одна из которых была устроена на лесной поляне, так что отрывки из балетов и коротенькие водевили игрались прямо под открытым небом.

В начале XIX в. праздничная жизнь в усадьбе стала постепенно замирать и началось медленное увядание Марфина. Война 1812 г. нанесла значительный урон имению. К сожалению, именно тогда сгорел дом постройки времен П. С. Салтыкова. К тому же имение Марфино подверглось сильному разграблению. П. И. Салтыков на собственные средства сформировал гусарский полк и повел его в сражение против французов. Был он тяжело ранен и вскоре скончался.

Имение осталось в сильном запустении. Его по наследству получила графиня А. И. Орлова — жена Г. В. Орлова, сына знаменитого директора Академии наук, литератора, автора книг по истории музыки, политике, коллекционера (картины, художественные редкости). Не сумев за нехваткой необходимых средств восстановить усадьбу, в 1822 г. она продает ее самому В. Г. Орлову, владевшему еще и прекрасным имением Семёновское-Отрада. При нем в стиле ампир был выстроен новый дворцово-парковый ансамбль. Все строительство велось под руководством крепостного архитектора Орловых — Федора Тугарова. Был возведен дворец с двумя флигелями («кухарным» и «гостевым»), отремонтирован каменный мост, сооружена ограда вокруг зимней церкви, разбиты новые газоны и шпалеры, заново отделаны все помещения. Но в 1831 г. В. Г. Орлов умирает, и имение переходит в руки его дочери — Софье Паниной, при которой все постройки ее отца были реконструированы.

Мужем Софьи Паниной был известнейший в русской истории человек. Виктор Никитич Панин (1801 — 1874) — видный политический деятель, возглавлявший Второе отделение Его Императорского Величества канцелярии, надворный советник, поверенный в Греции, министр юстиции, обер-прокурор и, наконец, глава Комиссии по крестьянскому вопросу в 1860 г.

Грифоны

Грифоны

Работы велись вплоть до 1846 г.; окончательное оформление усадебного ансамбля принадлежит архитектору М. Д. Быковскому. По сути, это было лучшее творение мастера, вершина его деятельности, «марфинская» интерпретация готики.

Во владении Паниных усадьба оставалась до 1917 г. Дом с готическими формами, который можно видеть и сейчас, относится как раз ко времени их владения Марфино.

Внутри дома когда-то находились богатейшая библиотека на тысячи томов, а также портретная галерея хозяев усадьбы.

В январе 1844 г. Марфино опустело: умерла С. Панина — главная зачинщица всех переделок, но работы еще некоторое время продолжались.

Из сохранившихся в Марфино сооружений стоит взглянуть на двухарочныи мост через пруд, который высится над водоемом как средневековое сооружение. Боковые арки оттеняют массивность краснокирпичных глухих стен, которые украшены ажурностью белокаменной колоннады. Прекрасен и фонтан «Амур и Психея» на парадном дворе.

После Октябрьской революции Марфино было занято под военный санаторий и к уже имеющимся зданиям усадебного ансамбля были достроены дополнительные корпуса. Только в 50-е гг. XX столетия в Марфино была проведена реставрация (М. В. Дьяконов). Сегодня здесь действует одна из церквей.

Категория: Мои статьи | Добавил: calm (27-Фев-2009)
Просмотров: 1853 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0